Ang3L | Дата: Среда, 2012-03-14, 14:23:42 | Сообщение # 1 |
Бывалый
Сообщений: 88
Репутация: 2
Замечания: 0%
Не на форуме
| Ещё недавно 3D для большинства компьютерщиков ассоциировалось с нетекстурированными полигонами DeathTrack, коридорами Wolf3D и слабеньким (по сегодняшним меркам) пакетом 3D Studio от Autodesk. Учащиеся в высших учебных заведениях немного слышали о CAD, а фанаты последних фильмов говорили о волшебстве "Силиконов", причём "силикон" был именем нарицательным для графических станций вообще. Прошёл десяток лет, очень небольшой срок, за который индустрияразвлечений успела популяризировать и возвести в абсолют аббревиатуру 3D, то есть Three Dimensional, что означает не более, чем "трёхмерный".Сегодня пользователи просто загипнотизированы этим 3D, вопрос зачем же оно нужно в компьютере для большинства с повестки снят, а некоторые на полном серьёзе предлагают устанавливатьакселераторы в офисные машины, где кроме Word, Excel да Minesweeper никто в глаза ничего видеть не должен. Ещё на памяти дни, когда приходилось пробиваясь через пучину невежества обьяснять, что же этотакое и зачем оно нужно, сегодня даже у самых "чайников" отсутствие акселератора в машине вызывает немой вопрос в круглых глазах. Спрос рождает предложение, и сегодня акселераторами завалены прилавки всех магазинов, рядом лежат как наисвежайшие разработки, так и древняя музейная рухлядь, тем не менее пользующаяся популярностью. Наверноепоэтому время от времени в конференциях всплывают товарищи, пытающиеся узнать как разогнать S3 Virge или Matrox Mystique, иполучающие в лучшем случае анекдотичное "Так на что мне обратить внимание при разгоне? На другой акселератор". В возникшей ситуации необходимо выбирать, сравнивать и определяться, причём предпочтительно делать это самостоятельно, спрашивать мнение у владельца конкретного акселератора, значит узнавать, сделал ли он хорошуюпокупку себе. Никто не сознается что его акселератор - самый левый. Собственно такого понятия вообще нет. Любой, дажесамый древний акселератор можно заставить работать, другое дело что из этого получится. Кто-то довольствуется 15fps, некоторых корёжит от 50 а хардкорщики не терпят меньше сотни. Привычка. Этот материал призван ознакомить читателя сосновным алгоритмом выбора акселератора. Сначала хочется поделиться историей становления российского рынка бытовых акселераторов с точки зрения потребителя. Самыми первыми бытовыми акселераторами, имевшими спрос в России можно считать Matrox Mystique, которые появились в эру царствования Pentium процессоров с частотой эдак под 100Mhz. В своё время эти безумно дорогие, стоившие в пределах $250 коробочные платы, этакий шик, о котором ходили мифы, покупатели долго и нудно выбирали между Mystique и Millenium, определялись "будут ли они играть" или будут "работать в высоких разрешениях", то есть подходили к вопросу полностью по-чайниковски. Я сам был грешен, любил Doom и хотел его ускорить, при продаже меня долго и нудно убеждали в том, что Doom пойдёт быстрее, будет красивее и всё в этом роде. Сегодня понятно, что это был чистой воды бред, но тогда это произвело впечатление и я разорился на новую железку. Единственным плюсом стали 2Мб видео памяти этого "акселератора" и небольшой набор игр, поставлявшийся в комплекте и кстати очень даже неплохоиспользовавший возможности железки. Чип не умел фильтровать текстуры и делать множество других вещей, которые впрочем не были и нужны в то время. Затем в Московских магазинах стали появляться всевозможные поделки вроде S3 Virge, ATi Rage II и т.д. на коробках которых красовалось гордое "3D" а внизуприводились бенчмарки, опережающие всё, что только можно. Средств измерения производительности не было, 3D Studio MAX ещё никто в глаза не видел, старенькие DOS-овские3DS ничего от этой "акселерации" не получали, поэтому обьективно понять, какой же акселератор быстрее было сложно. Ситуация осложнялась ещё иотсутствием Direct3D, версия которого, поддерживающая акселерацию появилась только где-то через год. Кое-где в магазинах лежал и супер-дорогой Diamond Edge3D на знаменитом ныне NV1, основным достоинством которого в то время был интегрированный звук и возможность играть в игры от Sega Saturn. Покупателибродили задумчивые а обьяснить им необходимость покупки акселератора было делом архисложным, но одновременно и архиважным (действительно, что им наскладе пылиться то?). Как иллюстрацию образованности тогдашних специалистов приведу коронное сравнение спецов одной фирмы - прямого дистрибьютора Matrox,причём сегодня те самые люди работают уже в другой, но тоже знаменитой фирме - "Mystique это крутой акселератор для игрушек, но если высобираетесь работать в 3D Studio то лучше взять ту карточку с 6Мб за $700 с тремя чипами S3 Vision 868, у неё более мощное 3D, но она работает только под CAD", знающие давспомнят, какое 3D было у S3 Vision 868. То есть под термином 3D понималась не аппаратная обработка полигонов, текстурирование и прочее, а просто возможность картыработать с программами трёхмерного моделирования. Через год в Москве проходил очередной Комтек, на котором Diamond представил две модные штучки -акселератор 3D графики и акселератор 3D звука. Русскоговорящие сотрудники стенда на удивление не были способны обьяснить плюсыакселерации ни того ни другого ввиду абсолютного отсутствия нормальной информации по вопросу. После долгихмучений немного информации и ссылку на GL Quake и стенд Intel удалось получить у иностранцев. То, что показывала Intel и как шёл GL Quakeпроизвело в сотню раз большее впечатление, чем горы пресс-релизов, рекламных буклетов и скринов. Пользователи были в шоке - "Quake спрозрачной водой? На стенах нет квадратиков? Прозрачная вода и зеркала? Да не в этой жизни!". Можно смело сказать что 3D с большой буквы пришло вРоссию именно тогда. Избранные платили огромные деньги за ещё невостребованный Diamond Monster 3D, который на пару лет стал синонимом 3D акселерации в целом, приходя на рынок люди искали "игры для 3dfx", в авторитетных игровых бумажных изданияхмелькали фразы типа "игра будет поддерживать все эффекты 3dfx Voodoo, и это самодостаточная характеристика",народ желал размазанных текстур и 30fps в высоком (640x480) разрешении. Назревал бум. Альтернативные решения вроде Matrox M3D неособенно раскупались, все праздновали царство Voodoo. Появился nVidia Riva128, купивший многих возможностью просмотра видео,шустрым 2D и неплохим 3D в одном флаконе. Многие позднее были в шоке от щелей, кривых OpenGL драйверов и низкой скорости на слабенькихпроцессорах. В прессе начали появляться первые более-менее приличные обзоры 3D железа. С этого момента начался спор nVidia vs. 3dfx Затем пришёл Voodoo2 и началась ещё одна эпоха - пользователи бегали на рынок уже за "играми для Voodoo2", цена этойжелезки в Москве составляла долгое время $400, но это не мешало железкам уходить быстрее, чем их успевализакупать. Эра разгона акселераторов только началась, в Сети появились первые русскоязычные ресурсы, на которых можнобыло наконец найти значения заветных переменных тем, кто не догадался побегать в autoexec.bat, ходили слухи о "несовместимости"со старыми играми, нуждой в патчах и т.д. По странной случайности мне не удалось ни разу поиграть ни в одну игру, котораяимела бы хоть сколько-нибудь выраженную несовместимость с новой железкой. Просто повезло. Бедные чайники из кожи вон лезли, пытаясь аргументировать дурное "твояакселерирующая плата несовместима с 3dfx"... Проходило время, карты на Riva128 сменились платами на RivaTNT, в моду вошёл довод "А у Voodoo2 есть Glide" и "А на TNTможно играть в 1280x1024", которые сегодня уже кажутся смешными. Участники форумов активно доказывали пользу больших текстур и 32-х битного изображения. Тогдаже страшным глюком промелькнул Savage3D с его кривыми (на тот момент) драйверами и рекордно низкой по сравнению с TNT производительностью. Все уже научилисьпользоваться Timedemo, особо упёртые продолжали смотреть на Timerefresh. Драйвера TNT оставались кривыми, Voodoo лидировал за счёт Glide и SLI. Некоторые покупали Banshee,подсев на совместимость с Glide, 16Мб памяти и 2D. Затем наступила весна 1999. Diamond представила на Comtek свой Viper 770, народ заговорил о Ultra и Voodoo3. Прошло лето,появилось и то и другое, правда чуда не произошло. Всё было грустно и прозаично - высокие частоты, те же фичи, косметические добавки. Глюки-патчи-глюки.И тут на горизонте замаячил T&L, спор "nVidia vs. 3dfx" разгорался всё ярче. Появились спецификации T-Buffer, народ бился в агониипытаясь доказать у кого акселератор длиннее. 3dfx всех обломала, nVidia выиграла по многим позициям благодаря грамотному маркетингу и широкой рекламной и анти-3dfx-овойкампании. Наступило сегодня, время, когда каждый кому не лень зарабатывает на акселераторах. Вот собственно и всё. Давайте же поймём, как правильно преобрести акселератор. Пользователь или администратор, задумавший покупку должен чётко отдавать себеотчёт в том, чего он хочет от системы, что она из себя представляет и зачем ему вообще нужна эта железка. Алгоритм таков: - Определить сумму, на которую можно рассчитывать
- Определить характеристики своей системы
- Осознать, какими видами деятельности придётся заниматься
- Определиться с типом чипа и соответстием его характеристикам системы (достигнуть баланса)
- Определиться с ценой ещё раз, проанализировав выводы по пунктам 2-4
- Выбрать фирму-продавца
Кроме этих вопросов в данном тексте будут рассматриваться следующие темы: - Балансировка системы
- Установка акселератора
- Тестирование акселератора (на примере Quake/Quake2/Quake3, Unreal/Unreal Tournament, 3DMark99 MAX/3DMark2000, 3DWinMark 2000)
- Факторы, влияющие на производительность акселератора
- Личные дела популярных чипов (проф/гейм возможности)
- Подборка под определённую диагональ
- Подборка под частоту процессора
- Советы поведения в магазине
- Универсальные советы по настройке/разгону
Это краткий план, попытаемся его расширить. Для начала рассмотрим свой ПК.
1. Сумма, на которую можно рассчитыватьОбщие ценовые стандарты рынка: Сумма | Класс | Комментарий | до $20 | Низший | Оборудование для акселерации этой ценовой категории попадает под статью "музейные экспонаты, охраняется законом", не стоит преобретать такие платы с рассчётом на "поиграть" или "поработать", скорее всего вы окажетесь жестоко разочарованными. Кроме того вещи, продающиеся по такой цене новыми быть не могут изначально, а значит мы получим ограниченную гарантию и много головной боли если что-то случится | $25-$50 | Низкий | Акселераторы этой ценовой категории как правило могут запустить современные игры и приложения, однако хороших FPS на них уже давно не получить. На нынешний момент под эту категорию попадают платы от Permedia2 и Riva128 до простеньких Banshee, так же новых плат за такие деньги не достать, но если уж и решили брать, лучше рассчитывать на большую часть суммы. В эту ценовую категорию в основном попадают 2D/3D платы с 4-8Мб и внешние акселераторы, имеющие до 12Мб RAM. | $55-100 | Средний | TNT/TNT2, Voodoo3 2000 - то есть вполне неплохие платы, однако не лидеры по скорости. В этой ценовой категории как правило от 16 до 32Мб ОЗУ, но в случае 32Мб обычно попадаются платы класса TNT2 M64, то есть "кастрированные" вещи, в определённых местах это может быть критичным. Платы способные серьёзно помочь в профессиональных занятиях сюда не входят. | $100-150 | Высокий | Некоторые Ultra без наворотов вроде очков, старшие модели Voodoo3, некоторые платы на чипах серии G400 и т.д. Хорошие FPS, богатые возможности, есть TV In/Out. В эту ценовую категорию входят и Savage4 от S3, то есть уже серьёзно можно говорить о новых технологиях, смотреть DVD, играть в самые современные игры. Нормальным делом становятся 32Мб памяти. | $150-240 | Хардкор | Частично с этого порога начинаются полу-профессиональные решения вроде Voodoo3 3500 TV, G400 MAX DH и т.д. Однозначно любые игры, любой полу-профессиональный софт, высокое качество 2D. Выбор хардкорных геймеров и любителей больших диагоналей. 16Мб памяти воспринимаются как чудо и позволяются только продуктам 3dfx. В комплекте часто идут стерео-очки, много софта и игр. Платы как правило - коробочные (retail) варианты. | $240-300 | Модные железки | Ценовая категория попсового железа, покупка которого имеет смысл только при очень толстом кошельке и чётком осознании того, зачем оно надо. В противном случае это баловство и распальцовка типа "А вот я себе купил чиста в натуре" GeForce DDR, Savage2000, Rage MAXX - удел богатых толстосумов с большими диагоналями. | >$300 | Эксклюзив | Напомню, что рассматриваются только бытовые акселераторы. О решениях для проф-граф-станций, студий где обрабатывают видео и т.д. речь не идёт. Акселератор может стоит выше $300 только в случае, если это "Только что с таможни, первый в стране, последний на складе" Лучше не брать, так как дешеветь начинает моментально. | 2. Определение сил своей системы.Рассмотрим случай, когда у нас уже естьготовая машина с памятью, процессором,видео и всевозможными наворотами,попытаемся понять, что может делать натакой машине пользователь и чего онхочет от акселератора. Тип системы | Описание функций | "Печатная машинка" | Характеризуется слабым процессором, малым обьёмом (до 32Мб) ОЗУ, небольшим винчестером и крошечным (как правило 14") монитором. Служит для набора текстов и их вывода на печать. Иногда может использоваться для игр, но как правило дальше Solitaire дело не уходит. | "Офисный ПК" | Бывает низко, средне и высокобюджетным, при этом грамотный администратор должен максимально удобно для себя подбирать оборудование, обеспечить не отвлекающую от основной работы конфигурацию, минимум мультимедиа и внешний накопителей, как правило есть сетевые принадлежности. Бюджетность в основном сказывается на диагонали монитора, количестве ОЗУ и Mhz простенького процессора, вроде Celeron 233/300 | "Домашний ПК" | Домашний компьютер, разброс конфигураций которого может быть очень серьёзным. Количество памяти, типы накопителей и звуковых плат не обговариваются, однако как правило это устройства среднего класса, монитор имеет диагональ от 15". То есть это то, что предлагают в наборе с принтером, клавиатурой типа "доска китайская" и левой мышкой. Многие берут из рассчёта на "поиграть", но как правило "Домашний ПК" не лучшая покупка для развлечений. Курсовые старшему сыну, Pascal среднему и клавиатурные тренажёры дочке. В целом - выбор пап и мам для "развития" ребёнка. | "ПК хардкорного игрока" | Мечта геймера - диагональ 17" и выше, 128Мб памяти, быстрый дешёвый процессор, приличный винчестер, CD привод. Как правило ПК этого типа не продаются в сборе а доводятся энтузиастами до кондиции самостоятельно. Хардкорным можно считать ПК, на котором "не тормозят" последние игры. | "Хардкорная мультимедиа станция" | Навороченный компьютер с большой диагональю, имеющей в особо запущенных случаях соотношение 16:9, мощная аккустика, крутой процессор, из серии "не дешёвых", много памяти, DVD и тюнер. Покупается богатыми для понта, стоит огромных денег, включает в себя всё самое лучшее для того, чтобы служить всем, чем только можно - от проигрывателя музыки и видео до игровой приставки. Мечта розничного продавца. | "Профессиональная станция" | Собираемая обычно на заказ конфигурация, развитые возможности в какой-либо области, например CAD, обработка звука или работа с видео. В некоторых случаях просто машина для PhotoShop. Может собираться как на коленке из дешёвых комплектующих, так и известным производителем, иметь как самые дешёвые комплектующие, так и звуковушку ценой с отечественный автомобиль. Профи сам знает, что ему нужно. | Приличный список моделей хорошегопроизводителя зашкаливает за несколькодесятков моделей, и приводить все из нихсо всеми деталями и ньюансами не имеетсмысла. Приведу базовые конфигурации насегодня: - "Печатная машинка" - процессор вдиапазоне от 75 до 133Mhz, подчас без MMX, до32Мб памяти, винчестер до 2Гб,слабенький звук "чтобы был" и14" монитор. Покупается в полу-подвальномпомещении, гарантия год, но попробуйтееё реализовать. Естественно всё БУ.Второй случай - машина куплена забезумные деньги 5 лет назад.
- "Офисный ПК" - от 166MMX до 300Mhz Celeron,звука нет, видео в зачаточномсостоянии, часто интегрированное.Если у вас рядом 10 одинаковых машин, тоскорее всего это именно ПК этогокласса. До 64Мб памяти, до 4Гбвинчестера. Как правило 15" монитор,у начальника отдела может доходить до17", по умолчанию 3D либо оченьпримитивное, либо его нет совсем.
- "Домашний ПК" - купленный порекламе Celeron/K6-2(3), может иметь слабенькое 3Dуровня Riva128/Intel 740. Если вы покупали это за $1000 год назад вместе спринтером - это "Домашний ПК". Какправило 15" монитор, иначе год назадуложить в 1000 баксов такое чудо былосложно. Обычно 64Мб ОЗУ, есть звук вродеSound Blaster AWE32/64 или даже ESS1868, в особозапущенных случаях карты на Vortex1.
- "ПК хардкорного игрока" -процессор 233Mhz разогнанный до 800Mhz, от 128Мбпамяти, несколько винтов самых разныхпроизводителей, крутой аксель,звуковая плата с выходом на 4 колонки,причём все выходы уже подключени,колонки расставлены. Если хватилоденег - то 17" монитор или выше, но поумолчанию эволюционировало из 386 припомощи напильника и лобзика. Обычновладелец этой машины ищет в Сетиинформацию типа "nVidia vs. 3dfx",учавствует во флейме и стараетсячитать как можно более жёсткиевысказывания. В любом случае этопарень с головой.
- "Хардкорная мультимедиа-станция"- Pentium III или Athlon, большая диагональ,хороший звук подключенный к супер-дорогойHiFi аппаратуре, мерседес стонированными стёклами, подписка наежегодный апгрейд и слой пыли, еслинет детей. Немного утрированно, но вцелом машина мощная и презентабельная,покупалась за несколько тысяч,устанавливалась мастерами, всёсхвачено и на гарантии.
- Профессиональная станция. Безкомментариев.
Теперь определившись с классоммашины нужно сопоставить ей акселератортого же класса. Проанализируемстоящее внимания содержимое прилавковМосквы, предварительно записав для себяна листочке тип своего компьютера. Вне алгоритма: "Спрашивайте в аптеках города"Продавцы - люди, они хотят денег и желательно больше,не секрет, что многие фирмы скупают б/у и затемстараются его реализовать. Вот списоктого, что обычно можно купить наразвалах: - Платы на чипе Voodoo Graphics, такие как DiamondMonster 3D, Helios 3D Voodoo, Noname 3dfx Voodoo и так далее...
- Платы на чипах Voodoo2 в ещё большихколичествах - от Diamond и Canopus до Expert Color,как правило теперь продающиеся ужетолько с 12Мб памяти
- Платы на Banshee и Rush, на которые я бы нестал акцентировать внимание попричинам, которые будут названы ниже
- Платы на TNT, то есть всевозможные GraphicsBlaster, V3400 и иже с ними, опять же Expert Colorникто не отменил, очень большоеколичество Noname
- Платы на TNT2, TNT2 Ultra и Pro, по сей деньстоящие больших денег и во многомоправдывающие свою цену. В широкомассортименте представленыкастрированные модели вроде M64 и Vanta,которые имеют свои плюсы и минусы.
- Платы на G200 (практически непопадаются), которые многимипродавцами позиционируются как "имеющиеочень качественное 2D", что подчасбывает неверно
- Платы на G400 во многих модификациях,поддерживающие подключениеодновременно двух мониторов и имеющиемножество плюсов, и как правилокачественные в 2D, что подвигает многихназывать их "эталоном 2D качества",что тоже не всегда верно
- Платы на GeForce 256 в двух исполнениях - сSDR и DDR памятью, обзорами которых нынезавалена вся рускоязычная и в ещёбольшей степени Западная часть Сети.
- Платы на Voodoo3, которые сегоднянаходятся в опале и про которыеговорят с неохотой, если только их ненужно срочно сбагрить, но как известномода не всегда права, железки вомногом себя ещё не изжили, а кое-гдеспособны положить на обе лопатки всюконкуренцию.
- Платы на Savage2000, от покупки которых вближайшие два месяца я бы советовалвоздержаться, так как несмотря на всесвои громкие претензии и заявления S3не сумела отладить драйверы. S2000 можносравнить с крутой иномаркой без руля,который можно будет преобрести (скачать)через некоторое время.
- Совершенно выпали из памяти продуктыфирмы ATi, такие как Rage 128, Rage128 Pro исовременный (пока не доступныйРоссиянам) Rage MAXX. Неплохие платы,нашедшие своих приверженцев за счётвидео-возможностей, на которыевпрочем сегодня покушаются все, комуне лень, к сожалению работа этих платво многом зависит от прямых рукпользователя, то есть они лишьчастично реализуют Plug and Play в моёмпонимании, когда PnP="воткнул и забыл",а не "воткнул, поимел гиморрой,настроил но не забыл, а если забыл, тоопять поимел гиморрой"
Эти платы я выделил как стоящиевнимания. Чипов гораздо больше, карт наних - на порядок больше, среди незаслуживающих внимания современногопокупателя остались Riva128, Intel740, Savage3D, Permedia 2(хороша для определённых целей) и несколькодругих, ещё менее популярных чипов. И дане оскорбятся владельцы этих некогданавороченных железок, однако нынепосоветовать их можно лишь для оченьузкого диапазона применений. Пожалуй изназванных для дешёвого апгрейдаинтересен i740,который при своей низкой цене интересендля сборки низкобюджетных машин, вкоторые любой ценой нужно 3D и есть AGP. О качестве2D/3D лучше не говорить, ведь даже Reference при низких FPS мало когопрельщает. Разобьём модели по классам: Класс акселератора | Чипы, на основе которых собран акселератор | Чисто игровой | Представлен такими чипами как Voodoo Graphics, Rush, Voodoo2. На платах с этими чипами можно только играть, профессиональная деятельность невозможна. | 2D/3D с минимумом профессиональных функций | Такие модели как Riva128, Intel 740, Rage128, TNT, G200 - то есть чипы, основной целью которых было поиграть в 3D игры и при этом "убить" Voodoo. Иногда могут работать с видео, акселерировать декодирование DVD, немного помогут в CAD, не стоит забывать о линейке Savage3D/4/Pro, которая хорошо помогает смотреть DVD-видео и позволяет поиграть, но выбором профи как по 2D так и по 3D Savage не станет. | 2D/3D с зачаточными проф-умениями | Под "зачаточными проф-умениями" подразумеваются полу-профессиональные возможности по работе с видео, неплохое 2D качество, интересное дизайнеру, возможность работы с несколькими мониторами, крутое 3D, поддержка новых технологий. Представители - G400, TNT2 (Ultra, Pro), чип Voodoo3 в серии акселераторов 3500 и т.д. На этих платах можно получить как акселерацию Quake, так и прирост FPS в 3DS MAX. | Специализированный 2D/3D для профи | То есть "мы за ценой не постоим" - начиная от простеньких Permedia 2 для Cad и заканчивая видео-комбайнами вроде G400 Marvel. Понятно, что о "супер профессиональных" вещах разговор не идёт - человек покупающий такое способен сам понять, что и зачем ему нужно. | Хардкорный акселератор | Представители имеют ярко выраженные возможности в 3D, отличное 2D, поддерживают все концептуальные технологии от T&L до Bump Mapping. Можно назвать это "модными" чипами, сюда относятся Rage 128 ProX2 в MAXX, GeForce 256, Savage2000 и им подобные. От хардкорного акселератора не требуют работы с видео, смотреть DVD - это да, а вот кодировать, работать с супер разрешениями в 2D - не этот класс. | Определившись с классом акселератора нужноопределить, какие жанры мы предпочитаемиграть, какой софт использовать, передэтим выпишем на листок рядом с типомсвоего компьютера списоксоответствующих ему по классуакселераторов (не одну модель, анесколько, например хардкорнойперсоналке рядом приписатьакселераторы хардкорного типа).
|
|
| |